Термин «уборка снега» обычно не нуждается в комментариях: все и так представляют себе, что в итоге должно получиться. И, как это часто бывает, сам термин некорректен. Убрать снег можно только «куда-то», то есть его надо сначала собрать, а потом перевезти с глаз долой, подальше. Так что непосредственно уборкой занимаются разве что в городах, да и то далеко не везде, и для этого используется коммунальная техника. В других случаях снег не убирают, а лишь отбрасывают, обычно на расстояние не более нескольких метров. Поэтому технику, применяемую для такой «уборки», логичнее называть бы снегоуборочной. Слово длинное, непривычное и не использующееся. Но вот механические моторные устройства, предназначенные именно для отбрасывания снега, могут называть как снегоуборщиками, так и снегоотбрасывателями. Хождение имеют оба термина, однако правильнее, конечно, второй. А в разговорной речи вообще чаще употребляют слово «снежник».
ОТСТАВИВ В СТОРОНУ ЛОПАТУ
Для выбора любой техники сначала надо определиться с тем, что вообще имеется на рынке. Снегоуборщики, разумеется, не исключение, и важнейший параметр для выбора — площадь и качество покрытия на обрабатываемой территории. Пока будем считать, что обычной снеговой лопаты нам недостаточно, необычная тоже не нужна, а дорожники нужный участок не чистят. О лопатах мы, впрочем, ещё поговорим, но позже, а дорожная техника — это вообще не наш профиль. Практически остаются снегоуборщики, но и они делятся на несколько категорий.
Первое, на что обращают внимание при выборе буквально любой техники, — двигатель. Но для негоотбрасывателей есть ещё один параметр, который даже важнее, — тип. По типу все эти снегоуборщики делятся на шнековые, одноступенчатые и шнекороторные — двухступенчатые. С недавних пор появились и трёхступенчатые, они тоже относятся к шнекороторным.
Различить модели просто даже с первого взгляда. У одноступенчатых жёлоб для выброса расположен прямо над шнеком, на ковше. У двухступенчатых снегоуборщиков процесс сбора и выброса проходит в два этапа: снег сначала сгребается шнеком к центру машины, а оттуда подаётся к ротору — быстро вращающемуся диску с лопастями (почти всегда с тремя). Так что жёлоб на таких машинах смещён назад, ближе к оператору.
Если пока не вдаваться в технические подробности, можно сказать, что шнековые снегоуборщики — сравнительно небольшие и недорогие машины. Их преимущество — возможность очистки «до земли», точнее «до твёрдого покрытия». Чаще всего их используют на малых площадях или на дорожках.
Основной недостаток — модели почти бесполезны, если снег уже слежался, так что лучше всего они подходят для постоянного применения, после каждого снегопада. Некоторые производители допускают использование таких моделей для очистки плоских крыш, но это довольно опасная рекомендация.
Шнекороторные модели снегоуборщиков больше и производительнее, способны «разломать» любой сугроб, даже со значительным содержанием ледяных включений. Однако их конструкция такова, что «вылизать до земли» территорию они не могут, как минимум сантиметр-другой снега останется, и его, если нужно, придётся убирать с территории другими методами. Впрочем, мало где практикуется такая «дочистка», тонкий слой снега обычно никому не мешает.
Шнековые «снежники» в основном приобретают для бытовых целей; шнекороторные — встречаются и в бытовых вариантах, и в профессиональных. Тут всё зависит от исполнения машин. Чаще всего под одной торговой маркой у большинства компаний предлагается один-два одноступенчатых и пять-шесть, а то и более двухступенчатых снегоуборщиков. Тут всё просто: начальные модели линеек — «бытовые», чем мощнее и производительнее машина, тем больше на ней дополнительных функций, тем ближе она к профессиональному классу. Цена, разумеется, тоже подрастает соответственно.
ДВИГАТЕЛЬ СНЕГОУБОРЩИКА
Вариантов тут по большому счёту только два: электрический и бензиновый. Дизельные моторы не очень хорошо заводятся на морозе, к тому же их мощность для «катаемого» снегоуборщика, пожалуй, избыточна, даже у самых крупных моделей мощность двигателя при рабочей частоте вращения редко превышает 10 л. с. К тому же дизельный двигатель стоит гораздо дороже, чем равный по мощности бензиновый.
У электромоторов есть другое ограничение: мощность, которую в бытовых условиях можно «снять» с розетки, составляет порядка 2–2,5 кВт, на большее обычная проводка не рассчитана. Поэтому электромоторы ставят только на одноступенчатые модели, им для работы такой мощности будет достаточно. Разумеется, электрические снегоотбрасыватели могут работать только неподалёку от розетки, например на приусадебном участке. Обязательное требование к сети — наличие устройства защитного отключения (ток утечки 30 мА). Теоретически вместо электросети реально использовать аккумуляторы. Такие машины есть, причём даже двухступенчатые, но это единичные модели. Аккумуляторы стоят дорого, весят немало, а срок работы на одной зарядке составляет не более 45 минут, и то в самых лёгких условиях. Тем не менее аккумуляторная техника в дальнейшем, вероятно, будет представлена всё шире.
Об электродвигателях говорить особо нечего, максимум, что на них может быть, это устройства защиты от перегрузки и перегрева. С бензиновыми интереснее. Зимой перегреть любой двигатель куда сложнее, чем летом, больше проблем могут вызвать как раз «недогрев» — невозможность даже при длительной работе выйти на расчётный температурный режим, а также сложности с запуском и обмерзанием отдельных элементов. Поэтому практически все бензиновые снегоотбрасыватели сейчас комплектуются специальными «зимними» двигателями, рассчитанными на эксплуатацию при низких температурах.
«Начинка» мотора не меняется, отличия есть в настройках карбюратора и «обвесе». Все элементы управления бензинового мотора (ручка стартёра, праймер, рычаги управления заслонками) делают крупнее, чтобы пользователь мог работать, не снимая перчаток. Все элементы управления двигателем находятся на нём, даже рычаг «газа» почти никогда не «выносят» к оператору, так как это только усложнит систему и сделает её менее надёжной, а удобств практически не прибавит. Двигатель обычно снабжается вставным ключом безопасности: при отсутствии ключа завести его не удастся.
Воздушный фильтр на «зимние» разновидности двигателей не устанавливают — зимой он будет только забиваться снежной пылью и обмерзать. Для шатунно-поршневой группы двигателя эти «снежинки» не опасны, а абразивной пыли в зимнее время всё равно не бывает. Остальные отличия невелики.
Конечно, технику с «зимним» мотором в летнее время эксплуатировать нельзя. Поэтому область их применения — в основном снегоотбрасыватели, небольшое количество ещё используется на снегоходах и аналогичных устройствах.
Для снегоуборщиков применяются четырёхтактные бензиновые моторы с заявленной мощностью от 5 до 13 л. с. Впрочем, сравнивать их по мощности трудновато. У разных фирм — разные методики подсчёта: обычно указывается мощность при 3600 или 4000 об/мин, но некоторые производители двигателей указывают мощность при 5500–5800 об/мин: при увеличении оборотов мощность заметно возрастает, а это — конкурентное преимущество, пусть даже и «на бумаге».
Реальная частота вращения коленвала двигателя при работе ниже, обычно примерно 3000 об/ мин, и мощность при этой частоте найдётся далеко не у всех. Для работы всё-таки важнее даже не мощность, а крутящий момент, но его найти ещё сложнее. А если снегоуборщик самоходный и многоступенчатый, значение крутящего момента на движителе (колёсах или гусеницах) зависит и от установленной передачи. В общем, ориентироваться на мощность можно, но только если имеются сравнимые данные. В пределах одного производителя сравнение допустимо, методики подсчёта одинаковы, если же речь идёт о моделях разных торговых марок, сравнение может оказаться некорректным. Поэтому мы мощность не указываем — смысла нет.
Бензиновый двигатель снегоуборщика всегда снабжён устройством ручного запуска — вытяжным тросом. Но очень многие модели, кроме самых простых, оборудуют ещё и электростартёром.
Предполагается, что основное место стоянки снегоуборщика зимой — подсобное помещение, причём неотапливаемое. В этих условиях первый, холодный, запуск лучше провести от обычной электросети через удлинитель. Кнопка для такого запуска находится прямо на корпусе стартёра. Затем, когда двигатель прогреется, завести его легко и на морозе.
Большинство электростартёров рассчитаны на питание от сети 220 В (еслина них написано 230 В — это не страшно). Но иногда нам поставляются и модели со стартёрами, рассчитанными на «американское» сетевое напряжение в 110 В. Для электрозапуска такой машины будет нужен понижающий трансформатор. Некоторые модели снегоуборщиков оснащают электростартёрами с запуском от аккумулятора 12 В. Это удобно, но обойдётся дороже.