Бензиновые культиваторы — один из множества видов продукции, выпускаемой компанией Husqvarna (Хускварна). И, как и в других товарных группах, компания предлагает ассортимент техники, рассчитанной буквально на все категории пользователей, — то есть на разные площади обработки и всевозможную интенсивность использования. Причём компания предлагает машины не только «классической» компоновки, с поперечно расположенным двигателем и ременной передачей, но и другие. Здесь мы рассмотрим новинки «попроще» — три «классические» модели и одну «экзотическую». Публикуем фото, технические характеристики, описание и отзывы.
Мотокультиватор среднего класса Husqvarna TF 225
ДВИГАТЕЛЬ: Rato R180; OHV; горизонтальный вал; 179 см³
МОЩНОСТЬ (ном.): 3,5 кВт (4,8 л. с.)
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,5 л
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,6 л
ДИАМЕТР ФРЕЗ: 320 мм
ТРАНСМИССИЯ: ременное сцепление; цепной редуктор; количество передач — 1 передняя, 1 задняя
РАБОЧИЕ ПАРАМЕТРЫ: ширина обработки — до 600 мм; глубина обработки — до 300 мм
КОМПЛЕКТАЦИЯ: культиватор; 4 секции почвофрез; съёмные защитные крылья; транспортировочное колесо; защитные диски; сошник
ВЕС: 46,0 кг
ЦЕНА (на август 2018 года, купить в Москве): 32 990 рублей
Мотокультиватор среднего класса Husqvarna TF 325
ДВИГАТЕЛЬ: Briggs&Stratton CR 750; OHV; горизонтальный вал; 163 см³
МОЩНОСТЬ (ном.): 3,3 кВт (4,5 л. с.)
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,0 л
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,6 л
ДИАМЕТР ФРЕЗ: 320 мм
ТРАНСМИССИЯ: ременное сцепление; цепной редуктор; количество передач — 1 передняя, 1 задняя
РАБОЧИЕ ПАРАМЕТРЫ: ширина обработки — до 600 мм; глубина обработки — до 300 мм
КОМПЛЕКТАЦИЯ: культиватор; 4 секции почвофрез; съёмные защитные крылья; транспортировочное колесо; защитные диски; сошник
ВЕС: 46,0 кг
ЦЕНА (на август 2018 года, купить в Москве): 34 990 рублей
Два этих культиватора внешне довольно сходны, но производитель относит их к двум разным сериям. Серия у Husqvarna определяется по первой цифре в названии модели. К «двухсотой» относят односкоростные культиваторы, предназначенные для частных пользователей (владельцев приусадебных участков). Это компактные, универсальные и маневренные машины, которые можно назвать простыми, правда, только для модельного ряда Husqvarna. Сопоставимые по мощности и характеристикам аналоги других производителей обычно «ещё проще», то есть не имеют некоторых функций и особенностей, облегчающих управление и работу. «Серия 300» — это техника более высокого уровня, в эту линейку входят универсальные культиваторы, рассчитанные на более интенсивное использование, чем модели «серии 200».
В обеих линейках сейчас есть по нескольку моделей. В целом можно сказать, что «серия 200» — это относительно лёгкие машины, «серия 300» — немного тяжелее. Но деление условно: в «200‑й» применяются двигатели с рабочим объёмом от 127 до 179 см3, в «300‑й» — от 163 до 212. По мощности между линейками тоже нет чёткого деления, к тому же для двигателей важнее не мощность, а крутящий момент на рабочих оборотах.
Здесь, по большому счёту, разница между моделями — в установленном двигателе. Кстати, подобная картина нередко наблюдается на более тяжёлой почвообрабатывающей технике — мотоблоках: у очень многих производителей позиционирование в линейке зависит только от марки и модели двигателя.
Культиватор Husqvarna TF 225 комплектуется двигателем марки Rato — крупного азиатского производителя, хорошо известного в профессиональных кругах. По крайней мере двигатели этой марки ставят на свою технику и другие европейские производители.
На Husqvarna TF 325 установлен двигатель Briggs&Stratton. Эта марка в особом представлении вообще не нуждается — моторы этого бренда используются по всему миру. Разумеется, они и стоят дороже.
Если попытаться сравнить эти моторы, заметной разницы по мощностным характеристикам не заметишь. Но вот более важный для культиваторов параметр — крутящий момент — выше у Briggs&Stratton (максимальные значения — 9,5 и 10,2 Н*м соответственно). Отсюда и разница в позиционировании: при прочих равных условиях Briggs&Stratton будет несколько «тяговитее».
Для повышения износостойкости и увеличения ресурса двигатели снабжены чугунными гильзами цилиндров, имеют систему облегчённого запуска, но, начиная с модели Husqvarna TF 325, на всех более мощных моделях применяется конструкция воздушного фильтра «в масляной ванне», задерживающая пылевые частицы. Заявленная мощность у двигателя Rato даже немного выше. Почти по всем остальным особенностям культиваторы сходны. Рукоятка регулируется по высоте в четырёх положениях, также может просто складываться вниз. Сцепление включается рычагом (с блокировкой случайного нажатия), находящимся под ручкой, для включения заднего хода предварительно выжимают рычаг над ней. Обороты двигателя и выключение зажигания регулируют рычагом, закрепляемым на рукоятках. Здесь есть ещё одно небольшое различие: на Husqvarna TF 225 установлен отдельный выключатель зажигания, на Husqvarna TF 325 он совмещён с рычагом «оборотов». Для транспортировки культиваторов используют колесо, крепящееся на передней части моделей: для перехода от рабочего к транспортировочному положению и обратно вынимают съёмный шплинт и поворачивают колесо вместе с осью. Редуктор неразборный, обслуживаемый: обслуживание сводится к периодическому (через каждые 50 моточасов или раз в год) добавлению в него 20 мл литиевой смазки.
Стоит отметить возможность разборки культиваторов на отдельные узлы, важную при транспортировке и длительном хранении. Y‑образная рукоятка управления и её стойка, а также защитные крылья легко снимаются. В принципе, если места мало, несложно снять и редуктор. Найти место для отдельных узлов гораздо проще, чем для всей машины в сборе (единственное ограничение — нельзя класть на бок и тем более переворачивать двигатель).
В комплект поставки входят две пары фрез и защитные диски, соединяющиеся без инструментов, на пальцах с защёлками. Допускается и установка дополнительной, третьей пары фрез. Также культиваторы могут работать совместно с металлическими колёсами и плугом-окучником (такой комплект есть в ассортименте Husqvarna).
Мотокультиватор среднего класса Husqvarna TF 335
ДВИГАТЕЛЬ: Briggs&Stratton CR 950; OHV; горизонтальный вал; 208 см³
МОЩНОСТЬ (ном.): 3,5 кВт (4,8 л. с.)
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,1 л
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,6 л
ДИАМЕТР ФРЕЗ: 320 мм
ТРАНСМИССИЯ: ременное сцепление; цепной редуктор; количество передач — 2 передние, 1 задняя
РАБОЧИЕ ПАРАМЕТРЫ: ширина обработки — до 800 мм; глубина обработки — до 300 мм
КОМПЛЕКТАЦИЯ: культиватор; 6 секций почвофрез ((2+1)х2); съёмные защитные крылья; транспортировочное колесо; защитные диски; сошник
ВЕС: 58,0 кг
ЦЕНА (на август 2018 года, купить в Москве): 43 990 рублей
Этот культиватор, как и один из рассмотренных ранее, также относится к универсальным моделям «300‑й серии». Это более мощная машина («топовая» в серии) со своим комплектом особенностей, не все из которых встречаются на более лёгких машинах.
Сначала — об общих чертах. Как и на всех машинах этой серии, культиватор имеет «классическую» компоновку с поперечным расположением двигателя, комплектуется двигателем Briggs&Stratton с чугунной гильзой цилиндра и воздушным фильтром «в масляной ванне» (масло меняют каждые 50 часов работы). Аналогична и конструкция узла переднего транспортировочного колеса: его стойка фиксируется легкосъёмным шплинтом. Машина также оборудована достаточно легко снимающимися боковыми крыльями, что упрощает её хранение и перевозку.
Конструкция рукоятки управления отличается: рукоятка регулируется по высоте и углу поворота, для фиксации в выбранном положении используется единый зажимной рычаг. При хранении рукоятку разворачивают так, чтобы она «накрыла» двигатель, сэкономив тем самым место. Фрезы выполнены по схеме «2+1», на выходной вал можно поставить комплект из двух пар фрез, а к нему, если понадобится, присоединить ещё две фрезы. Защитные диски тоже входят в комплект.
Между ременной передачей и редуктором на этой модели установлена коробка передач с рычагом переключения. На ручки рукоятки управления вынесены рычаги сцепления и изменения оборотов коленвала двигателя. Рабочая частота вращения выходного вала редуктора невысока — 104 об/мин. Это обычное явление для подобной техники: при увеличении передаточного отношения между двигателем и выходным валом снижается частота, но возрастает крутящий момент, что позволяет работать на более тяжёлых почвах. Пониженную передачу есть резон применять при обработке «целины», в том числе используя все шесть фрез. Культиватор также можно задействовать совместно с картофелевыкапывателем и плугом-окучником с металлическими колёсами.
Мотокультиватор тяжёлого класса Husqvarna TF 545P
ДВИГАТЕЛЬ: Husqvarna WM177F/P; OHV; горизонтальный вал; продольное расположение двигателя; 270 см³
МОЩНОСТЬ (макс.): 6,0 кВт (8,16 л. с.) при 3600 об/мин
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 6,0 л
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 1,1 л
ДИАМЕТР ФРЕЗ: 360 мм
ТРАНСМИССИЯ: фрикционное многодисковое сцепление с пневматическим приводом; шестерёнчатый редуктор; количество передач — 4 передние, 2 задние; шлицевой вал отбора мощности
РАБОЧИЕ ПАРАМЕТРЫ: ширина обработки — до 1100 мм; глубина обработки — до 300 мм
КОМПЛЕКТАЦИЯ: культиватор; 8 секций почвофрез; съёмные защитные крылья; сошник; пневматические колёса
ВЕС: 125,0 кг
ЦЕНА (на август 2018 года, купить в Москве): 69 990 рублей
Эта модель — представитель «500‑й серии», наиболее мощной и тяжёлой среди культиваторов Husqvarna. Строго говоря, её можно было бы назвать и мотоблоком: отличие мотоблока — в возможности привода дополнительного (навесного) оборудования от двигателя, через шкив или вал отбора мощности. Собственно, подобная конструкция трансмиссии встречается только у некоторых тяжёлых мотоблоков, и даже вал отбора мощности у машины имеется, но подходящее навесное оборудование на текущий момент в России не продвигается. Получается, что машина способна работать только с прицепным оборудованием, а значит, пока считается культиватором. Причём очень мощным, рассчитанным на интенсивную работу в тяжёлых условиях и на больших площадях.
Вместо приводного ремня модель оборудована шестерёнчатой трансмиссией (Direct Clutch), вместо обычного тросового — многодисковым фрикционным сцеплением, да ещё и с пневмоприводом, работающим от разрежения во впускном коллекторе двигателя (на эту особенность указывает буква Р в названии модели). Для переключения передач есть два рычага: первым выбирают одну из двух передних передач или «нейтралку», вторым — устанавливают пониженную или повышенную передачу. Рычагами на ручках рукоятки управления включают сцепление и задний ход (при включении реверса следует быть осторожным и использовать пониженную передачу), также на ручках находится рычаг управления «газом» и выключатель зажигания. Рукоятка управления регулируется по высоте и углу поворота, здесь эти регулировки проводятся с помощью двух отдельных зажимных рычагов.
Двигатель, как и на других рассмотренных моделях культиваторов, — с воздушным фильтром «в масляной ванне», причём для контроля уровня масла предусмотрено окошко. Редуктор — разборный, в литом корпусе, уровень масла в нём проверяют с помощью щупа. Стальная трубчатая рама защищает двигатель и трансмиссию от случайных ударов, также она может использоваться для перемещения культиватора на небольшие расстояния вручную или с помощью грузоподъёмного оборудования.
Выходной вал редуктора и, соответственно, ступицы фрез и колёс не цилиндрические, как обычно, а шестигранного сечения — такие встречаются нечасто, применяются на мощной технике. В комплект модели входят пневматические колёса и четыре пары фрез. Ножи и ступицы фрез соединяют на болтах. При установке четвёртой пары к «основным» защитным крыльям присоединяют дополнительные. Для транспортировки и работы с прицепным оборудованием фрезы снимают, на их место устанавливают колёса. Вместо транспортировочного колеса на передней части рамы предусмотрена откидывающаяся подножка. Сошник — двусторонний, один из его концов загнут (эту сторону задействуют при работе машины на мягких почвах), также сошник регулируется по высоте. Кронштейн сошника крепится к задней сцепке машины стальным пальцем.
Список доступного на сегодняшний день дополнительного оборудования, предлагаемого к машине компанией Husqvarna, включает в себя плуги, плуг-картофелевыкапыватель, кронштейн-переходник и металлические колёса с грунтозацепами.