«Сейчас на рынке представлено множество моделей разнообразной техники…» — банальная фраза, с которой нередко начинаются обзоры этой самой техники. Но если вдумчиво заняться изучением рынка, выясняется, что, несмотря на большое количество моделей, на взгляд большинства потребителей они почти все одинаковы. Впрочем, и эксперты в этой области не всегда могут сказать, чем различаются отдельные модели. Большинство из них находятся примерно на одном уровне исполнения, а расхождение лишь в незначительных деталях. Поэтому на практике получается, что выбирать особо не из чего: в массовом сегменте серьёзных отличий почти не встречается, а если нужно что-то особенное, то искать следует уже среди моделей более дорогого ценового сегмента. Там уже совсем другая политика: даже внешне похожая на массовые модели техника имеет гораздо более высокий уровень надёжности и функциональности. Кроме того, именно в профессиональном сегменте нередко встречаются по-настоящему оригинальные модели.
Всё сказанное выше относится к любой технике, но особенно характерно для бензиновых генераторов и дизельных электростанций. Тут картина такая: любой крупный магазин садовой техники и силовой продукции или большой строительный гипермаркет предлагает вниманию покупателей несколько десятков примерно одинаковых моделей, причём зачастую по соседству стоят внешне схожие «массовые» и дорогие разновидности. Казалось бы, выбор немаленький, но только до определённого предела.
Основной параметр для подобных станций — мощность. Популярнее всего у пользователей станции мощностью до 6–7 кВА, их выпускает большинство производителей. Если же нужна мощность выше — количество предложений резко падает, причём первыми «отваливаются» как раз представители бытового массового сегмента. Остаются специализированные компании-производители, предлагающие высококачественную продукцию и индивидуальный подход к каждому клиенту. Именно к таким относится европейская компания Europower Generators, базирующаяся в Бельгии и выпускающая бензиновые генераторы и дизельные электростанции буквально всех разновидностей, с диапазоном мощности от 1 до 650 кВА.
Компания Europower Generators начала свою работу как небольшое семейное предприятие в 1990 году, и уже спустя четыре года первой среди европейских производителей миниэлектростанций получила международный сертификат соответствия стандарту качества ISO 9001.
Сейчас Europower является крупнейшим в европейском регионе Бенилюкс производителем электростанций, при этом все производственные мощности располагаются в бельгийской коммуне Ниуверкеркен (Nieuwerkerken), неподалёку от Брюсселя.
Мини-электростанции, как и любую сложную технику, собирают из отдельных комплектующих, которые могут выпускаться где угодно. Но понять уровень исполнения тут несложно: при изготовлении продукции Europower используют комплектующие только самых известных и признанных во всём мире производителей из Европы, Японии и США. Причём это относится не только к основным частям оборудования, то есть к двигателям и альтернаторам, но и ко всем прочим элементам, вплоть до выключателей и силовых розеток. Конечно, по сравнению с бюджетными моделями продукция получается дороже, но она гораздо более долговечна и функциональна. Проводить сравнение генераторов с двигателями Honda и их клонов с двигателями от китайских производителей как минимум некорректно. Эта техника для разных условий эксплуатации, абсолютно разная по надёжности и качеству сборки, вот почему это должен учитывать покупатель при выборе силового оборудования.
Для Europower Generators выпуск генераторов мощностью от 2 до 7 кВА, то есть самого популярного класса, — это лишь часть её производственной программы. Даже в самой популярной категории «рамные станции мощностью до 7 кВА» Europower предлагает более тридцати разновидностей и модификаций, расширяя возможности выбора для пользователя. Большим спросом пользуются и сварочные генераторы с бензиновыми и дизельными двигателями, выбор которых также очень широк. В этой области у компании особенно сильные позиции, так как таких моделей в ассортименте — более трёх десятков, в то время как у других производителей чаще всего модели сварочных генераторов можно пересчитать по пальцам одной руки.
Остальные генераторы Europower тоже делятся на разные серии в зависимости от мощности, типа двигателя, способа охлаждения, уровня шума, объёма топливного бака, наличия системы подогрева охлаждающей жидкости и ряда других особенностей. Общее число моделей, представленных компанией в настоящее время, — около 350, и это без учёта возможности оборудования станций дополнительными опциями, а также сборки или комплектации по индивидуальным заказам.
Покупателей генераторов Europower можно разделить на два основных типа: частные пользователи, у которых большим спросом пользуются модели бензиновых генераторов мощностью до 15–16 кВА и дизельных электростанций мощностью до 44 кВА, а также корпоративные клиенты: инжиниринговые и телекоммуникационные предприятия, строительные организации, ремонтно-аварийные службы, службы специального назначения (МЧС, Минобороны, МВД и др.). Сюда же отнесём учреждения, которые используют мощные электростанции в качестве резервного источника питания как одного из требований систем жизнеобеспечения, например больницы.
Продукция Europower широко представлена и в России и заслуженно пользуется популярностью на всей территории нашей страны. Наиболее «ходовые» у частных пользователей модели продаются и в небольших специализированных магазинах и в гипермаркетах. Технически сложные модели генераторов можно заказать как в торговых точках, где представлена продукция, так и напрямую через дистрибьютора и получить их в минимальные сроки (от одной недели). К примеру, в настоящее время несколько дизельных электростанций Europower заказаны Министерством обороны РФ: это как раз индивидуальный заказ, включающий не только специальные требования к техническому оснащению электростанций, но и исполнение в особом цвете (хаки). На этой и следующих страницах журнала представлены некоторые модели из числа наиболее популярных. Объём статьи не позволяет полностью рассказать о всех типах и линейках электростанций Europower, но заинтересовавшимся можно предложить дождаться выхода следующих статей с материалом о продукции именитого бельгийского бренда.
БЕНЗИНОВЫЕ МИНИ-ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
Если говорить о рынке мини-электростанций в целом, то подавляющую его часть составляют сравнительно небольшие рамные модели в основном с бензиновыми двигателями. Причём большинство потребностей можно перекрыть станцией мощностью до 15–16 кВА. Более мощные станции применяют уже на относительно крупных объектах с множеством потребителей тока.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ: номинальная — 2,7 кВА; максимальная — 3,0 кВА
НАПРЯЖЕНИЕ, СИЛОВЫЕ ВЫХОДЫ: 2х230 В (16 А)
ДВИГАТЕЛЬ: Honda GX200; 4‑тактный бензиновый 1‑цилиндровый воздушного охлаждения; 196 см³
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,1 | 11,0 л
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,6 л
ЗАПУСК: ручной
АЛЬТЕРНАТОР: синхронный бесщёточный
УРОВЕНЬ ШУМА, LWA/ LpA (7): 95/ 70 | 91/ 66 dBA
ВРЕМЯ НЕПРЕРЫВНОЙ РАБОТЫ: 2,4 | 8,5 ч (при 75 % нагрузки)
ОСОБЕННОСТИ: Europower EP3300/11 — указатель уровня топлива
ГАБАРИТЫ: 580x420x440 | 580x420x500 мм
ВЕС: 42 | 50 кг
ЦЕНА: 52 990 | 78 990 руб.
О высоком уровне техники Europower свидетельствуют марки комплектующих, из которых собран генератор. Двигатель — Honda GX (Япония) профессионального класса, альтернатор — итальянский Mecc Alte. Europower принципиально использует во всей своей продукции узлы только от ведущих мировых производителей.
Europower EP3300 укомплектован двигателем с небольшим «родным» баком, какие стандартно устанавливают на двигателях Honda, и альтернатором с расположенными прямо на нём силовыми выводами. Это может показаться странным, но такой «минимализм» — тоже косвенный признак высокого класса техники. Впрочем, и увеличенный бак, и отдельная панель есть на модели Europower EP3300/11.
Для любой станции воздушного охлаждения допускаемая продолжительность работы — «один бак», то есть то время, за которое двигатель полностью израсходует всё содержащееся в баке топливо. После чего обязательно нужен перерыв в работе. Стоит обратить внимание, что у EP3300 и EP3300/11 ёмкость баков различается в разы. Поэтому и двигатели на них установлены немного разные, хотя формально и там, и там — Honda GX200.
На все станции с увеличенным баком Europower ставит двигатели, рассчитанные на более длительную непрерывную работу, с пониженными уровнями эмиссии вредных веществ и вибрации. Первая модель, по определению производителя, «стандартная», а вторая — «с пониженным уровнем шума» (глушитель на ней тоже более эффективный). Она оптимальна для работы в местах, где введены ограничения на выполнение шумных работ.
Бензиновая мини-электростанция Europower EP6500T
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ: номинальная — 6,5 кВА; максимальная — 7,0 кВА
НАПРЯЖЕНИЕ, СИЛОВЫЕ ВЫХОДЫ: 1х400 В (16 А); 1х230 В (16 А)
ДВИГАТЕЛЬ: Honda GX390; 4‑тактный бензиновый 1‑цилиндровый воздушного охлаждения; 389 см³
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 6,1 л
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 1,1 л
ЗАПУСК: ручной
АЛЬТЕРНАТОР: синхронный щёточный
УРОВЕНЬ ШУМА, LWA/ LpA (7): 96/ 72 dBA
ВРЕМЯ НЕПРЕРЫВНОЙ РАБОТЫ: 2,5 ч (при 75 % нагрузки)
ГАБАРИТЫ: 830 x510x560 мм
ВЕС: 82 кг
ЦЕНА: 107 990 руб.
Станции мощностью 5–6 кВА очень популярны у потребителей, выпускаются многими производителями… и почти у всех они замыкают линейку предлагаемой продукции. Конечному пользователю («частному клиенту») или небольшой строительной бригаде модели с большей мощностью требуются сравнительно редко. Собственно говоря, большинство производителей и не предлагают никаких других моделей мини-электростанций — только рамные.
Europower EP6500T — трёхфазная станция стандартного типа с небольшим («родным» для двигателя Honda GX390) топливным баком. Модель имеет несколько разновидностей, в частности Europower EP6500TЕ — с электрическим запуском, Europower EP6500LTN — с 25‑литровым баком и автоматической системой управления воздушной заслонкой, которая упрощает запуск. Альтернатор на этих моделях — Sincro (Италия). По внешнему виду модели, может быть, и сходны с множеством аналогов, но технический уровень у них очень высокий, и сравнение только «по внешности» вряд ли разумно. И это — буквально самые простые станции, предлагаемые компанией. В линейке есть различные модификации под спецификации заказчика. Например, «для железных дорог», «для промышленности», «для тяжёлых условий работы»… Europower охотно идёт навстречу пожеланиям клиентов и выпускает даже небольшие партии в «эксклюзивном» исполнении.
У всех рамных станций Europower топливный бак расположен ниже рамы. Это обеспечивает максимальную защиту от механических повреждений, а элементы рамы удобно использовать как рукоятки при перемещении станций вручную или с помощью грузоподъёмных механизмов.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ: номинальная — 6,0 кВА; максимальная — 7,0 кВА
НАПРЯЖЕНИЕ, СИЛОВЫЕ ВЫХОДЫ: 1х230 В (32 А); 2х230 В (16 А)
ДВИГАТЕЛЬ: Honda GX390; 4‑тактный бензиновый 1‑цилиндровый воздушного охлаждения; 389 см³
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 6,1 | 25,0 | 17,0 л
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 1,1 л
ЗАПУСК: ручной | ручной | электрический, ручной
АЛЬТЕРНАТОР: синхронный бесщёточный
УРОВЕНЬ ШУМА, LWA/LpA (7): 97/76 | 98/73 | 101/76 dBA
ВРЕМЯ НЕПРЕРЫВНОЙ РАБОТЫ: 2,3 | 9,0 | 6,3 ч (при 75 % нагрузки)
ОСОБЕННОСТИ: Europower EP7000LN — указатель уровня топлива; система автоматического управления воздушной заслонкой; Europower EP7000LE — указатель уровня топлива; вольтметр
ГАБАРИТЫ: 830х510х560 | 830х510х560 | 830х510х680 мм
ВЕС: 85 | 95 | 105 кг
ЦЕНА: 102 990 | 127 990 | 135 990 руб.
Эти три модификации генератора мощностью 7 кВА оснащаются двигателями Honda GX390, но различаются вариантами исполнения, как отдельных элементов генераторов, так и установленных на них двигателей. Соответственно, и стоимость у моделей разная.
Первую модель можно назвать «базовой». Она самая простая: силовые выходы расположены на альтернаторе, топливный бак — «штатный» для данного двигателя. «Минимализм», но на основе высококачественных комплектующих. Например, итальянский альтернатор Sincro (на двух других моделях установлены французские LeroySomer).
Europower EP7000LN оборудован серьёзнее. Топливный бак у него увеличенного объёма, поэтому и двигатель здесь рассчитан на более длительную работу в непрерывном режиме и к тому же снабжён системой автоматического управления воздушной заслонкой. Такая модификация удобна, если предполагается работа в течение нескольких часов или на полный рабочий день.
Третья модель — EP7000LE — «топовая»: с вольтметром и системой электрического запуска двигателя.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ: номинальная — 5,4 | 8,0 | 10,0 кВА; максимальная — 6,0 | 10,0 | 12,0 кВА
НАПРЯЖЕНИЕ, СИЛОВЫЕ ВЫХОДЫ: 1х230 В (32 А); 1х230 В (16 А, разъём СЕЕ); 1х230 В (16 А)
ДВИГАТЕЛЬ: Honda GX390 | Honda GX630; бензиновый
2‑цилиндровый воздушного охлаждения, со сменным масляным фильтром; 688 см³ | Honda GX690. Данные по двигателям Honda GX390 и Honda GX690 указаны в других обзорах на этой странице
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 20 л
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 1,1 | 1,9 | 1,9 л
ЗАПУСК: электрический
АЛЬТЕРНАТОР: синхронный бесщёточный
УРОВЕНЬ ШУМА, LWA/LpA (7): 87/62 | 91/66 | 94/69 dBA
ВРЕМЯ НЕПРЕРЫВНОЙ РАБОТЫ: 8,3 | 4,8 | 4,0 ч (при 75 % нагрузки)
ОСОБЕННОСТИ: вольтметр; счётчик моточасов; воздушная заслонка с электрическим приводом; шумозащитное исполнение
ГАБАРИТЫ: 1100x560x560 | 1270x640x570 | 1270x750x590 мм
ВЕС: 150 | 200 | 220 кг
ЦЕНА: 335 990 | 389 990 | 469 990 руб.
У этих моделей есть сразу два крупных отличия от обычных рамных мини-электростанций. Первое — шумозащитный (шумоизоляционный) кожух. Двигатели внутреннего сгорания работают довольно громко, в ряде случаев это неприемлемо. В некоторых странах нормы настолько строги, что многие мини-электростанции «открытого типа» вообще нельзя использовать — не соответствуют требованиям по уровню шума. Вернее, использовать их можно, но только внутри специально оборудованных помещений или, например, в закрытом кузове машины. Впрочем, и у нас вряд ли кому-то понравится работающий по соседству генератор, особенно в ночное время. Кожух снижает уровень шума до приемлемых значений.
Второе отличие — топливный бак. Точнее, это даже не бак, а обычная металлическая двадцатилитровая канистра, закреплённая сбоку. Очень удобно: заправить топливо на АЗС можно прямо в неё, сменить канистру не проблема, это даже проще, чем заливать из неё топливо в бак «обычной» станции, по окончании работы канистру можно просто снять, закрыть и хранить отдельно — так безопаснее.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ: номинальная — 12,0 | 14,4 кВА; максимальная –13,5 | 16,0 кВА
НАПРЯЖЕНИЕ, СИЛОВЫЕ ВЫХОДЫ: 1х400 В (16 А); 1х230 В (16 А)
ДВИГАТЕЛЬ: Honda GX630 | Honda GX690; 4‑тактный бензиновый 2‑цилиндровый воздушного охлаждения со сменным масляным фильтром; 688 см³
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 20 л
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 1,9 л
ЗАПУСК: электрический
АЛЬТЕРНАТОР: синхронный щёточный
УРОВЕНЬ ШУМА, LWA/LpA (7): 100/75 dBA
ВРЕМЯ НЕПРЕРЫВНОЙ РАБОТЫ: 4,8 | 4,0 ч (при 75 % нагрузки)
ОСОБЕННОСТИ: счётчик моточасов; Europower EP16000TE — система автоматического перевода на холостые обороты при отсутствии нагрузки
ГАБАРИТЫ: 1020x550x600 мм
ВЕС: 149 | 154 кг
ЦЕНА: 255 990 | 325 990 руб.
Модели с высокой для рамных бензиновых генераторов мощностью используются чаще всего для создания или резервирования разветвлённых сетей с несколькими потребителями. В массовом сегменте аналоги подобной мощности почти не встречаются, но Europower представлен в этом сегменте сразу пятью моделями мощностью от 10 до 16 кВА, тремя однофазными и двумя трёхфазными. Все они оборудованы съёмным топливным баком — канистрой ёмкостью 20 литров.
На рамных мини-электростанциях высокого уровня исполнения вольтметр обычно не ставят. Казалось бы — нелогично, ведь на «китайцах» этот прибор есть почти всегда, независимо от мощности. Дело, понятно, не в экономии. Просто обычный вольтметр — прибор не очень точный, полностью доверять его показаниям не следует. Да и вибрация, связанная с работой генератора, точности тоже не добавит. А специалист при обслуживании в любом случае будет замерять напряжение совершенно другими приборами.
Особенность станции Europower EP16000TE — наличие системы, переводящей двигатель в режим холостого хода при отсутствии нагрузки. Это снижает расход топлива и экономит ресурс двигателя генератора.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ: номинальная — 18,0 кВА; максимальная — 20,0 кВА
НАПРЯЖЕНИЕ, СИЛОВЫЕ ВЫХОДЫ: 1х400 В (32 А); 1х230 В (32 А); 1х230 В (16 А)
ДВИГАТЕЛЬ: Briggs&Stratton Vanguard; 4‑тактный бензиновый 2‑цилиндровый воздушного охлаждения, со сменным масляным фильтром; 895 см³
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 41 л
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 2,3 л
ЗАПУСК: электрический
АЛЬТЕРНАТОР: синхронный щёточный
УРОВЕНЬ ШУМА, LWA/ LpA (7): 104/ 79 dBA
ВРЕМЯ НЕПРЕРЫВНОЙ РАБОТЫ: 5,9 ч (при 75 % нагрузки)
ОСОБЕННОСТИ: указатель уровня топлива; вольтметр; счётчик моточасов; центральный рым
ГАБАРИТЫ: 1000x640x720 мм
ВЕС: 213 кг
ЦЕНА: 465 990 руб.
Станции подобного внешнего вида тоже относятся к рамным, встречаются на рынке, но довольно редко. Мало того, обычно мощность таких моделей не превышает 10–12 кВА. Здесь же — целых 20, этого достаточно для стройплощадки с большим количеством одновременно работающих потребителей, небольшого сервисного центра, крупного коттеджа или небольшого «мультиквартирного» жилого дома, магазина и т. д.
В модельном ряду «внешне похожих» мини-электростанций Europower есть и ещё несколько станций аналогичного типа, но чуть меньшей мощности. Однако эта особенно популярна среди пользователей — рамных бензиновых генераторов такой мощности у других производителей нет, поэтому объём их продаж даже выше, чем у менее мощных разновидностей. Кстати, на этих станциях установлен двигатель Briggs&Stratton Vanguard (промышленного класса). В модельном ряду Honda просто нет двигателей подобной мощности. Двигатель заводят с помощью электростартёра.
Другие ключевые компоненты тоже самого высокого качества. Например, альтернатор здесь — от одного из ведущих мировых производителей, Sincro (Италия). Для упрощения расчёта времени ТО генератор снабжён счётчиком моточасов, на панели управления имеется вольтметр. Для перемещения предусмотрен рым-болт, за который можно закрепить крюк грузоподъёмного механизма.