Самое простое приспособление для расчистки снега – обыкновенная лопата. Дешево, иногда полезно для здоровья, но малоэффективно. Альтернативным методом расчистки снега любого уровня слежалости можно считать использование снегоуборщика – средства малой механизации, созданного специально для борьбы со снеговыми заносами. Фактически снегоуборщик – это тот же мотоблок, на переднем подвесе которого жестко закреплен редуктор шнекового механизма, поэтому многие критерии выбора и особенности конструкции у них схожи: к примеру, цепной привод ведущей оси дешевле, но требует регулярного обслуживания; червячный редуктор способен пережить все устройство в сборе, но при этом развернуться на месте с ним без дифференциала – задача не из самых легких, и так далее.
Помните, что даже у ведущих производителей случаются неудачные модели. При выборе лучшего снегоуборщика обращайте внимание на:
Мощность двигателя. Она должна соответствовать и ширине захвата, и предполагаемым условиям эксплуатации – для мокрого, слежавшегося снега порой требуется двигатель в два раза мощнее, чем для рыхлого и сухого. На большинстве моделей снегоуборщиков устанавливаются моторы с мощностью от 5,5 до 6,5 л.с., на снегоуборщиках с широким (свыше 70 см) захватом не редкость и 11 л.с.
Наличие заднего хода. Это значительно облегчает маневры при работе, что важно в первую очередь для тяжелых снегоуборщиков.
Запуск от электростартера. Конечно, это удобнее ручного запуска, но одновременно делает снегоуборщик тяжелее и дороже. В основном электростартер имеет смысл на двигателях с объемом цилиндра выше 300 см3 – моторы меньшего объема запускаются тросовым стартером без каких-либо затруднений при условии правильно отрегулированного карбюратора.
Ширину рабочей зоны. В зависимости от запланированных работ она должна быть различной: для очистки дорожек потребуется маневренный снегоуборщик с захватом до 50 см, диапазон 50-70 см лучше всего подойдет для приусадебного участка. Больший захват – это уже удел техники для стадионов.
Тип привода. Снегоуборщики могут быть как самоходными, так и двигаться вперед мускульной силой самого оператора. Самоходный снегоуборщик будет стоить ощутимо дороже, но при большом объеме работ это окупится сторицей. Также у них стоит уточнять тип соединения ведущей оси с редуктором: жесткое сочленение обратной стороной медали имеет отвратительную маневренность, разблокировка съемным штифтом неудобна при работе (каждый раз перед поворотом нужно останавливаться и вытаскивать штифт, соединяющий ступицу колеса, стоящего на внутреннем радиусе разворота, с осью), полноценный дифференциал же заметно поднимает цену снегоуборщика.
Кроме того, на снегоуборщике могут использоваться не только колеса, но и гусеницы – более дорогостоящие гусеничные снегоуборщики лучше подходят для сложных условий работы (тяжелый снег, частые подъемы), в то время как для работы с рыхлым снегом на ровной поверхности обычных пневматических колес будет достаточно.
Снегоуборщик Champion ST656 - лучшая недорогая модель
Champion ST656 - компактный и экономичный снегоуборщик фирмы Champion станет прекрасным помощником в работе: он имеет вполне серьезные габариты снегозахвата (ширина – 55 см, высота – 51), при этом его двухступенчатая система выброса способна справиться и с сухим, и влажным снегом. Мотор Loncin с мощностью 5,5 л.с. уверенно справляется и с приводом редуктора шнека, и с механической коробкой передач (5 передних скоростей, две задних).
Владельцу снегоуборщика необходимо учитывать, что в качестве страховки от заклинивания шнека здесь применены срезные болты – многие хозяева, «для надежности» менявшие эти болты на каленые, столкнулись со срезанием уже шпонок в редукторе, что приводило к гораздо более дорогому ремонту, чем простая замена болтов. Вмешиваться в конструкцию примитивной, но тем не менее надежно предохраняющей редуктор от повреждений системы крайне не рекомендуется.
Малая масса (73 кг) снегоуборщика – это одновременно и плюс, и минус: с одной стороны, он легок в управлении и транспортировке, с другой – при большой нагрузке (толстый слежавшийся снег) колеса могут начать проскальзывать, в таком случае по примеру владельцев мотоблоков стоит применить самодельные утяжелители.
Основные плюсы:
Доступная цена.
Несмотря на китайскую сборку, вполне пристойное качество.
Эффективный механизм отброса снега.
Минусы:
Только ручной запуск.
Проскальзывание колес при работе с тяжелым снегом.
Отсутствуют дифференциал или быстрая разблокировка колес.
Электрический снегоуборщик Yard Fox Pro 7654E
Поскольку Yard Fox – это только торговая марка, реальных производителей у техники под ней несколько. Конкретно эта модель произведена фирмой Ztron Intelligence Tech (SuZhou), особо в России не известной. Тем не менее, снегоуборщик достаточно интересен – он оснащен добротным 302-кубовым мотором Loncin LC180FDS (8,5 л.с.) и механической трансмиссией «6+2» с разблокировкой дифференциала (отключается правое колесо), а ширина захвата составляет 76 см.
Подогрев ручек и электростартер Yard Fox Pro 7654E у входят в базовую комплектацию. Редуктор усилен в сравнении с моделями без приставки «PRO» (серия Optima) – это тоже не будет лишним. Для работы в сумерки установлены две светодиодные фары. Все управление – с панели.
Любопытно, что инструкция прямо описывает процедуру замены фрикциона пользователем – обычно это считается уже неисправностью, с которой нужно обращаться в сервисный центр. Сам фрикцион стоит не так уж дорого, да и в целом ремонт при необходимости не пробьет карман.
На базе тех же мотора и трансмиссии выпускается также гусеничная модель 6654ET, однако ширина захвата у нее уменьшена до 66 см.
Основные плюсы:
Неплохой мотор
Разблокировка дифференциала
Удобное управление Минусы:
При весе более центнера даже с разблокированным дифференциалом маневрировать тяжеловато
Электрический снегоуборщик SnowLine 46 E
Снегоуборщик от компании имени Алоиза Кобера, в прошлом году отметившей свое 90-летие, использует 2000-ваттный мотор и 46-сантиметровой ширины ковш. Эта недорогая модель при весе в 15 кг удобна в маневрировании и легко транспортируется, но стоит учитывать не совсем удачную конструкцию шнека – реально снег выбрасывается недалеко, что, в принципе, на небольших территориях даже скорее в плюс (снег сбрасывается у дорожек, а не улетает к соседям через забор). Нужно понимать, что «тяжелый» снег при такой мощности уже для снегоуборщика тяжеловат.
Привод на шнек – с двумя ремнями. Сначала от мотора на промежуточный вал идет зубчатый плоский ремень, затем уже привод на шнек идет поликлиновым ремнем. Если второй легко доступен при снятии боковой крышки, то до первого добираться труднее. Ремни, надо сказать, не из дешевых, если брать «оригинал». Но тут не переживайте – неоригинальные по размерам подбираются на раз-два. А вспомнили мы об этом из-за характерной «болезни» снегоуборщика – при работе под крышкой приводного ремня скапливается снег. Так что прочищать это место после работы крайне желательно, если снегоуборщик после работы не заносится в тепло, где скопившийся снег стает сам.
Основные плюсы:
Доступная цена
Умеренная нагрузка на руки при работе Минусы:
Сбор снега под крышку ремня (в принципе, любую бюджетную модель в чем-то всегда приходится доводить до ума, так что это ожидаемо)
Особенности эксплуатации снегоуборщиков
Независимо от того, используете Вы профессиональный снегоуборщик или бюджетную модель, эксплуатация техники в зимнее время имеет ряд своих нюансов, ощутимо влияющих на ресурс агрегата. Во-первых, используйте только маловязкие моторные масла (5W-30, лучше 0W-30) – смазка двигателей, применяемых на малой моторизованной технике, осуществляется исключительно разбрызгиванием, излишне вязкое масло на морозе приведет к масляному голоданию и чрезмерному износу мотора. По этой же причине обязательным является прогрев перед началом работы, а сама работа не должна начинаться с полной нагрузки: смазка должна распространиться и по редуктору, если же в нем применена пластичная смазка, то ей также нужно прогреться.
Резкое возрастание нагрузки или оборотов быстро способны привести к срезанию страховочных болтов или штифтов шнека. Оптимальные условия работы – это постоянная скорость с такой глубиной срезаемого слоя, при которой двигатель способен работать на среднем газу без натяга. Одновременно такой режим работы и наиболее экономичен.
Так как большую часть года в средней климатической полосе снегоуборщики бездействуют, по окончании снежного сезона обязательна консервация: сливается бензин из бензобака и поплавковой камеры карбюратора, масло в двигателе во избежание расслоения и выпадения осадка заменяется свежим.
Колесный самоходный, двигатель LONCIN LC180FDS, мощность двигателя 6.2 кВт/ 8.4 л.с., запуск двигателя ручной + электрический от сети 220В, ширина захвата 76 см, высота захвата 54 см, емкость топливного бака 4 л, разблокировка колес с панели оператора курком, подогрев рукояток, вес 115 кг.
Колесный самоходный, двигатель Champion G160HK, мощность двигателя 4.1 кВт/ 5.5 л.с., ширина захвата 56 см, высота захвата 51 см, трансмиссия фрикционный диск, емкость топливного бака 3.6 л, вес 72 кг.