Переносные автономные мотопомпы с бензиновыми двигателями — оборудование, которое до недавних пор применялось в основном профессионалами: строителями, аварийными и коммунальными службами. Сейчас ситуация изменилась, многие компании предлагают линейки мотопомп, но большинство из них относится к бытовому уровню.
Профессиональные мотопомпы во всём мире выпускают всего несколько компаний. И одна из них — японская Honda. Она, кстати, единственная в мире оснащает их и моторами собственного производства из профессиональных серий Honda GX. Предлагаемая линейка мотопомп Honda перекрывает все потребности потенциальных покупателей.
Бензиновая мотопомпа Honda WX 10
ТИП: для чистой воды
РАЗМЕР ЧАСТИЦ (макс.): 5,7 мм
ДВИГАТЕЛЬ: Honda GX 25T; 4-тактный бензиновый 1-цилиндровый воздушного охлаждения; 25,0 см³
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 0,53 л
ВРЕМЯ АВТОНОМНОЙ РАБОТЫ: 54 мин
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ: 7,2 м³/ч
ВЫСОТА ПОДЪЁМА: 37 м
ВЫСОТА ВСАСЫВАНИЯ: 8 м
ДИАМЕТР ПАТРУБКОВ: 25 мм
ГАБАРИТЫ: 340х220х295 мм
ВЕС: 6,1 кг
ЦЕНА (Москва, апрель 2021 г.): 24 900 руб.
Наиболее компактная в линейке Honda WX 10 предназначена в первую очередь для «домашнего» применения: откачки воды из водоёмов и колодцев, наполнения бассейнов, полива и орошения, осушения затопленных помещений и подвалов. Производительность модели сравнима с таковой у бытовых электрических насосов, но её преимущество — автономность. К тому же эта небольшая модель вполне может использоваться для профессиональных целей. В качестве силового агрегата выступает миниатюрный четырёхтактный двигатель Honda GX 25T профессионального класса с верхним расположением клапанов и распредвала (OHC). Подобные моторы Honda применяет на мотокосах и других видах «переносной» техники. Особенности конструкции позволяют эксплуатировать этот двигатель в любом пространственном положении, то есть поворачивать и наклонять как угодно. Крыльчатка (импеллер) насоса выполнена из износостойкого чугуна, что способствует надёжности и долговечности устройства. Развиваемое давление — 3,63 бар, этого достаточно, чтобы использовать помпу как компонент моечного оборудования.
Подготовка любой мотопомпы к работе включает в себя подключение к помпе всасывающей и нагнетающей магистралей, а также две заправки: в двигатель заливается топливо, а в водяной насос через специальный патрубок — небольшое количество чистой воды, чтобы обеспечить начало прокачки.
Бензиновая мотопомпа Honda WX 15
ТИП: для чистой воды
РАЗМЕР ЧАСТИЦ (макс.): 5,7 мм
ДВИГАТЕЛЬ: Honda GX H50T; 4-тактный бензиновый 1-цилиндровый воздушного охлаждения; 49,4 см³
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 0,77 л
ВРЕМЯ АВТОНОМНОЙ РАБОТЫ: 54 мин
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ: 16,8 м³/ч
ВЫСОТА ПОДЪЁМА: 37 м
ВЫСОТА ВСАСЫВАНИЯ: 8 м
ДИАМЕТР ПАТРУБКОВ: 40 мм
ГАБАРИТЫ: 355х275х375 мм
ВЕС: 9,1 кг
ЦЕНА (Москва, апрель 2021 г.): 31 900 руб.
Honda WX 15 — примерно вдвое более мощная и производительная модель, чем Honda WX 10. Хотя она тоже относится к компактному классу и предназначается скорее для частного применения: её рабочее давление — до 3,63 бар. Стоит отметить, что на этих двух моделях установлены четырёхтактные двигатели, входящие в серию Honda Mini 4. Аналогов этой серии в профессиональном сегменте больше никто в мире не выпускает. Все иные производители в этой мощностной категории предлагают или моторы бытового уровня, или вообще двухтактные разновидности. Впрочем, хотя серия и одна, двигатели в ней конструктивно различаются. Honda GX H50T — «классический» верхнеклапанный (OHV) мотор, который также применяется на лёгкой моторной технике и транспорте (напомним, что на помпе Honda WX 10 применён «мотокосный» двигатель с верхним расположением распредвала (OHC).
Обе модели Honda WX рассчитаны на перекачку чистой воды — с твёрдыми включениями диаметром не более 6 мм. Допускаемый размер включений — один из важнейших параметров при подборе мотопомпы. Чтобы исключить попадание твёрдых частиц большего размера, все мотопомпы оборудованы соответствующим фильтром на впускной магистрали. Фильтр, а также необходимые переходники иногда (но не всегда) входят в комплект поставки помп, при покупке на это следует обратить внимание. Здесь они, кстати, включены в комплект. Шланги, разумеется, всегда приобретают отдельно.
Бензиновая мотопомпа Honda WB 20 XT | WB 30 XT
ТИП: для чистой и слабозагрязнённой воды
РАЗМЕР ЧАСТИЦ (макс.): 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ: Honda GX 120 | Honda GX 160; 4-тактный бензиновый 1-цилиндровый воздушного охлаждения; 118 | 163 см³
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 2,0 | 3,1 л
ВРЕМЯ АВТОНОМНОЙ РАБОТЫ: 1 ч 42 мин | 1 ч 54 мин
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ: 37,2 | 66,0 м³/ч
ВЫСОТА НАГНЕТАНИЯ: 32 | 23 м
ВЫСОТА ВСАСЫВАНИЯ: 7,5 м
ДИАМЕТР ПАТРУБКОВ: 50 | 80 мм
ГАБАРИТЫ: 485х365х425 | 510x385x455 мм
ВЕС: 20 | 26 кг
ЦЕНА (Москва, апрель 2021 г.): 35 900 | 42 900 руб.
Назначение мотопомп Honda серии WB и WX сходно — перекачка чистой или слабозагрязнённой воды. Но Honda WB имеют рамное исполнение, оборудованы более мощными двигателями, соответственно, более производительны. Рама помпы служит и для защиты оборудования, и для его транспортировки. Компактные мотопомпы Honda WX несложно перенести и в одиночку, рамные (Honda WB и другие) удобнее перемещать вдвоём (хотя многие модели при необходимости по силам перенести и одному человеку).
Корпус и рабочее колесо (импеллер) у моделей серии Honda WB 20 XT | WB 30 XT выполнены из чугуна, что обеспечивает более высокую износостойкость. За счёт этого немного меняется тип помпы. Если модели серии Honda WX больше рассчитаны на чистую воду, то Honda WB могут применяться и для слабозагрязнённой воды.
Все рамные мотопомпы Honda комплектуются верхнеклапанными двигателями Honda GX профессионального класса, способными работать продолжительное время с высокими и переменными нагрузками без ущерба для ресурса. Такие двигатели легко отличить по красному цвету кожухов.
Линейка мотопомп Honda WB отличается довольно высокой производительностью и в принципе пригодна для большинства типовых задач по откачке и перекачке воды, включая профессиональное использование. А для пользователей, занимающихся специализированными работами, в модельном ряду мотопомп Honda имеется ещё несколько разновидностей других серий.
Бензиновая мотопомпа Honda WT 20 Х | WT 30 Х | WT 40 Х
ТИП: для загрязнённой воды
РАЗМЕР ЧАСТИЦ (макс.): 24 | 28 | 31 мм
ДВИГАТЕЛЬ: Honda GX 160 | Honda GX 270 | Honda GX 390; 4-тактный бензиновый 1-цилиндровый воздушного охлаждения; 163 | 270 | 389 см³
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,1 | 5,3 | 6,1 л
ВРЕМЯ АВТОНОМНОЙ РАБОТЫ: 1 ч 30 мин
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ: 42 | 72 | 96 м³/ч
ВЫСОТА НАГНЕТАНИЯ: 26 | 25 | 25 м
ВЫСОТА ВСАСЫВАНИЯ: 8 м
ДИАМЕТР ПАТРУБКОВ: 50 | 80 | 100 мм
ГАБАРИТЫ: 620х460х465 | 660х495х515 | 735х535х565 мм
ВЕС: 47 | 61 | 78 кг
ЦЕНА (Москва, апрель 2021 г.): 89 900 | 125 900 | 188 900 руб.
«Грязевые» мотопомпы серии Honda WT 20 Х | WT 30 Х | WT 40 Храссчитаны на перекачку воды, содержащей большое количество крупных частиц, ила и другого мусора. Примеров подобных работ можно привести много: к ним относится откачка воды из заиленных водоёмов, строительных котлованов и траншей, жидкостей из септиков, ликвидация последствий затоплений.
Мотопомпы для подобных задач нередко называют «илососками». Их особенность — увеличенное расстояние между импеллером и улитой насоса. За счёт этого увеличивается и максимально допустимый размер твёрдых частиц, который насос способен «переварить» без ущерба для себя. Конечно, поступление таких частиц к насосу можно (и нужно) ограничивать, используя фильтр. Но надо учитывать, что и фильтры подбирают исходя из возможностей помпы. Тонкоячеистые, например, при перекачке грязной воды быстро забьются, и работа станет невозможной. Забиться, кстати, может и сам насос — но не «камнями», а осевшим на его внутренние поверхности илом.
Для быстрой очистки внутренней полости «грязевого» насоса его крышку делают легкосъёмной — крепят на четырёх специальных гайках, которые легко отвернуть прилагаемым ключом или даже руками. Заодно по наличию таких гаек реально буквально с первого взгляда отличить «грязевые» мотопомпы от любых других.
Корпус, импеллер и направляющая спираль насосов мотопомп Honda WT выполнены из износостойкого чугуна, уплотнения изготовлены из силиконового углепластика. Конструкция насосов Honda WT тоже отличается от конструкции мотопомп других серий — на них применён конический импеллер и соответствующей формы направляющая спираль, спроектированные с тем, чтобы обеспечить максимальную производительность с учётом условий эксплуатации.
Бензиновая мотопомпа Honda WH 20 XT
ТИП: высоконапорная
РАЗМЕР ЧАСТИЦ (макс.): 3 мм
ДВИГАТЕЛЬ: Honda GX 160; 4-тактный бензиновый 1-цилиндровый воздушного охлаждения; 163 см³
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,1 л
ВРЕМЯ АВТОНОМНОЙ РАБОТЫ: 1 ч 30 мин
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ: 27 м³/ч
ВЫСОТА НАГНЕТАНИЯ: 45 м
ВЫСОТА ВСАСЫВАНИЯ: 8 м
ДИАМЕТР ПАТРУБКОВ: 50 мм
ГАБАРИТЫ: 520х400х460 мм
ВЕС: 27 кг
ЦЕНА (Москва, апрель 2021 г.): 58 900 руб.
Любая мотопомпа характеризуется целым рядом параметров. У моделей, оптимальных для большинства пользователей, все они сбалансированы, у специализированной техники какие-то из параметров можно увеличить за счёт других.
Особенность этой модели — возможность подъёма воды на большую высоту или её перекачки на большое расстояние. Мотопомпы такого типа часто называют пожарными, что, кстати указывает на одну из областей применения. Особенность других — использование в местностях с большим перепадом высот, а также подача воды из далеко расположенного источника. В подобных условиях обычные мотопомпы либо не способны обеспечить достаточную производительность, либо вообще «не справляются» с работой.
Давление насоса у Honda WH 20 XT — 4,41 бар, это почти вдвое больше, чем у аналогичных по мощности мотопомп «для чистой воды». Но такое изменение, разумеется, не может не повлиять на другие параметры. Для увеличения давления приходится уменьшать зазор между рабочим колесом и улитой насоса. Следовательно, требуется ввести более жёсткие ограничения по максимальному размеру механических примесей в жидкости. Допускаемый размер твёрдых частиц для Honda WH 20 XT — 3 мм, это вдвое меньше, чем у мотопомп Honda «для чистой воды». Частицы меньшего размера, в том числе и абразивные, этой модели не опасны — корпус и импеллер изготовлены из чугуна. Чтобы «отсечь» более крупные частицы, необходимо использовать на подводящей магистрали фильтр с соответствующим размером ячеек и тщательнее выбирать место забора воды из водоёма. В частности, не стоит размещать фильтр в непосредственной близости от дна — чтобы избежать быстрого засорения фильтра крупными частицами или илом. Впрочем, эти правила относятся ко всем мотопомпам, а не только высоконапорным.
Бензиновая мотопомпа Honda WMP 20
ТИП: для морской воды и химических жидкостей
РАЗМЕР ЧАСТИЦ (макс.): 5,7 мм
ДВИГАТЕЛЬ: Honda GX 160; 4-тактный бензиновый 1-цилиндровый воздушного охлаждения; 163 см³
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,1 л
ВРЕМЯ АВТОНОМНОЙ РАБОТЫ: 1 ч 30 мин
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ: 51 м³/ч
ВЫСОТА НАГНЕТАНИЯ: 31 м
ВЫСОТА ВСАСЫВАНИЯ: 9,5 м
ДИАМЕТР ПАТРУБКОВ: 50 мм
ГАБАРИТЫ: 520х400х450 мм
ВЕС: 26 кг
ЦЕНА (Москва, апрель 2021 г.): 76 900 руб.
Большинство переносных мотопомп предназначены для перекачки только обычной пресной воды, чистой, слабозагрязнённой или грязной, но химически относительно нейтральной. Honda WMP 20 — специализированная модель, пригодная для перекачки пресной и морской воды, растворов удобрений, других химикатов сельскохозяйственного и промышленного назначения, солей и кислот. Полный список разрешённых для перекачивания химикатов приведён в инструкции по эксплуатации, всего их более 70.
Перекачка химических жидкостей обычными мотопомпами приведёт к быстрому выходу насоса из строя: даже солёная морская вода считается довольно агрессивной жидкостью и способна за короткий срок «разъесть» не только уплотнения, но и металлические элементы. Так что основное отличие этой модели от «пресноводных» мотопомп —в насосе. Корпус, импеллер и направляющая спираль на Honda WMP 20 выполнены из упрочнённого термопластика, уплотнения изготовлены из специальной резины. Эти материалы обладают высоким сопротивлением воздействию химических веществ и абразивному износу, что и обеспечивает надёжность и долговечность.
Есть и ещё одно серьёзное отличие: двигатель и насос на мотопомпах Honda для пресной воды крепятся к раме через резиновые амортизирующие элементы. На этой модели применено более сложное крепление: двигатель и насос установлены на отдельных опорных площадках, а те, в свою очередь, крепятся к раме через стальные пружины. Это тоже особенность, связанная со спецификой работы: обычные амортизаторы в условиях агрессивной окружающей среды могут быстро «постареть» и перестать выполнять свои функции. А вот двигатель остаётся тем же, что и на других моделях мотопомп Honda,— напрямую с жидкостью он не контактирует, и какой-то специальной дополнительной защиты не требует.