Двухступенчатый снегоуборщик – техника сама по себе недешёвая. Их стоимость сейчас стартует от 40 000 рублей, за самые простые машины, с минимальной для агрегатов такого типа мощностью и производительностью, и в минимальной «комплектации». Сумма весьма ощутимая для среднестатистического россиянина, но зима выдалась такой, что смели всё. Спрос явно не удовлетворён, но теперь остаётся либо рыскать по магазинам, в первую очередь не охваченным интернетом – там могло что-то остаться… либо ждать новых поставок.
Мы тестировали много снегоуборщиков разного уровня мощности и с разным техническим оснащением, читали массу вопросов и комментариев, и на основе этого опыта сделали вывод, что ожидания от владения снегоуборщиком в среднем явно завышенные. От аккумуляторных ожидают, что они справятся со снегом глубиной 30 см, который не трогали неделю – и попытка объяснить, что это не гарантированно, и что многое зависит от погоды в течение этой недели, вызывает разочарование. От бензиновых – что они без проблем осилят полуметровый снег и брустверы, которые нагрёб с дороги трактор, перекрыв проезд к участку. Ну шнеки же зубастые, должны разгрызть. И в принципе это так, но при такой логике вы просто обязаны суметь откусить кусок от целого арбуза – зубы ведь твёрже корки, должны прокусить. Однако есть нюанс — челюстной аппарат на такие «подвиги» не рассчитан. Вот и со снегоуборщиками так – у них есть свои ограничения, и если их учитывать, то никакого разочарования не будет. Будет удобный помощник под рукой.
Мы взяли один из самых простых двухступенчатых снегоуборщиков – Champion ST553 – и испытали его в очень жёстких условиях, загнав и в глубокий слежавшийся снег, и в насыпанные трактором отвалы. Именно с целью показать, что же он может «сам по себе», и как им работать, чтобы эффект был максимальным.
Бензиновый снегоуборщик Champion ST 553
ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, четырехтактный, 163 см³, 5,5 л.с./4,1 кВт
ЗАПУСК: ручной
ТРАНСМИССИЯ: механическая; 4 передних и 1 задняя скорость
ПАРАМЕТРЫ ОЧИСТКИ: ширина — 530 мм; высота — до 510 мм
ШАССИ: колёса; диаметр 13” (33 см)
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,6 л
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,6 л
ВЕС: 56,5 кг
ОСОБЕННОСТИ: зубчатый стальной шнек; вариаторная трансмиссия; регулировка направления выброса – рукояткой непосредственно на желобе
ЦЕНА: (Москва, февраль 2022 г.): 44 900 руб.
Champion ST553 – начальная модель в линейке двухступенчатых машин бренда. Самая простая конструктивно и самая доступная по цене в своём классе. Основными преимуществами семейства, к которому относится эта машина, являются привод на колеса и двухступенчатый механизм выброса снега.
Более легкие одноступенчатые снегоуборщики рассчитаны на работу исключительно по пухляку, в большинстве случаев относительно неглубокому – работник катает их своими силами, а метание снега целиком возложено на собирающий шнек. Соответственно, шнек вращается на повышенных оборотах и не любит возрастания нагрузки, которую вызывает любое повышение плотности снега. Двухступенчатые, вроде ST553, уже способны передвигаться своим ходом, а дополнительная крыльчатка второй ступени крутится с более высокой скоростью, чем сам шнек. Шнек подключен к двигателю через понижающий редуктор, так что крутящий момент на нём достаточен, чтобы грызть слежавшиеся сугробы и пережевывать крупные плотные комья.
Нельзя не отметить еще пару важных для потенциального владельца особенностей двухступенчатых машин. Даже «малыш» ST553 требует, по-хорошему, для погрузки в автомобиль усилий двух человек, а помещается (со снятыми колесами, рукояткой и снеговым желобом) лишь в багажник относительно крупного кроссовера. В бюджетном седане Champion ST553 не перевезешь…
Компоновка снегоуборщика традиционная, повторяющая конструкцию большинство одноклассников. Коленвал из продольно расположенного одноцилиндрового четырехтактного двигателя соединён ременной передачей с продольным валом, на который впереди сперва насажена трехлопастная крыльчатка второй ступени выброса снега, а затем вал оканчивается червячным редуктором привода шнека первой ступени, понижающим скорость вращения шнека.
Крыльчатку второй ступени тракта выброса снега хорошо видно, когда снят желоб-«гусь». Она выполнена из стали, имеет три лопасти и покрашена в черный цвет. После крыльчатки вал продолжается и увенчивается червячным редуктором, передающим момент на шнек.
На противоположной от шнека стороне вала, под открывающимся снизу кожухом, расположен механизм привода колёс. Он представляет собой тандем простейшего шестеренчатого редуктора открытого безмасляного типа и опять же простейшего вариатора в виде двух дисков, один из которых обрезиненным краем катается по поверхности другого, имея возможность перемещаться ближе к центру его вращения или дальше от него, вследствие чего меняется передаточное число, а при переходе через центр – и направление вращения. Именно такой механизм встречался когда-то в качестве учебных пособий в автомеханических техникумах.
Несмотря на бесступенчатую суть любого вариатора, в данном случае эта трансмиссия имеет механизм переключения передач-ступеней (четыре прямых + задний ход), выведенный на рукоятку. Ступени тут сформированы искусственно, и нужны просто для фиксации скоростей с определенным передаточным числом рукояткой, передвигаемой по зубчатой гребенке.
Две нажимные скобы на рукоятках управляют сцеплением привода ведущей оси и привода шнека. Собственно, к рукояткам одна претензия – на их длине слегка сэкономили, и для оптимального положения спины работника с ростом чуть выше среднего им не хватает хотя бы пары-тройки сантиметров. Это как раз пример экономии, не влияющей на надежность, но крадущей чуть-чуть эксплуатационного комфорта
Четырехтактный двигатель рассчитан только на ручной пуск, зато пусковая рукоятка – очень удобная, крупная, рассчитанная на хват не только в тонкой перчаточке, но и в толстой теплой рукавице.
Все манипуляции с выпускным жёлобом, а именно регулировка направления и высоты выброса, проводятся непосредственно на нём – дистанционного управления, выведенного на рукоятки, тут нет. Это одна из причин низкой стоимости.
На «спине» шнекового ковша крепится пластиковая лопатка для очистки шнека и трубопровода от «пробки» из мокрого снега при работе в плюсовую погоду. Лопатка выглядит прочной и имеет монолитную, а не полую рукоятку.
Предпусковой праймер для подкачки топлива – опять же очень крупный, пригодный для нажатия в неуклюжей рукавице. А вот ручка включения зажигания двигателя – универсально-типовая, удобная для включения голой рукой на летней садовой технике, и явно мелковатая для зимней. Этот коммутатор было бы неплохо также выполнить крупным и не требующей снятия рукавиц, а не оставлять тот, что штатно стоял на моторе.
На шинах ST553 имеется надпись «tubeless», бескамерные! Правда вид соска наводит на мысль, что внутри всё же прячется камера. Разбортировать шину для выяснения истины мы не стали, но вообще для достаточно тонкостенных колесных дисков, работающих и хранимых в условиях сильной влажности, камерная конструкция надёжнее и не несет рисков утечек по закраинам обода.
В комплекте Champion ST553 идет забавный аксессуар – пара пластиковых подставок с канавками, на которые агрегат установлен осями – так его упаковывают на заводе. Но эти штуки будут полезны и потом — простой на одном месте без движения с мая по ноябрь (а то и на пару месяцев больше, если год бесснежный) вредит колесам с недорогой китайской резиной, и лучше их разгрузить, оставив лежать отдельно и обязательно накачанными. Тут-то и пригодятся подставки, с ними машина стоит ровно, без наклона.
Сборка и подготовка к работе
Собственно, сборка снегоуборщика после транспортировки достаточно проста.. Рукоятки (левая и правая, объединённые в общую раму) крепятся четырьмя болтами с гайками под ключ на 13. Затем подключаются (заводятся S-образными наконечниками в отверстия) два боуден-троса для управления сцеплениями привода шнека и привода колес, а также вставляется в кулису привода вариаторного регулятора скорости жесткая тяга от рукоятки «КПП».
Выпускной жёлоб фиксируется разборным хомутом, только здесь есть один нюанс – лучше сначала открутить два крайних болта, крепящих рукоятку поворота жёлоба. Они мешают состыковать половинки хомута, в инструкции этот нюанс не оговорен.
Финальный этап – поставить на место колёса и зафиксировать их шплинтами.
Ввиду максимально доступной цены для своего класса, конструкция Champion ST553 достаточно простая. То есть, в машине сэкономлено на любых элементах «роскоши»: типа, материалов подороже, чем «на минималках», излишка «мяса» на деталях, разных второстепенных опций для комфорта – этого нет. Но при этом мы не обнаружили и никаких существенных упрощений в ущерб надежности, так что в целом всё в порядке!
У снегоуборщика есть единственная регулировка, осуществлять которую желательно с пониманием того, что ты делаешь, а не наугад. Речь идет о настройке хода кулисы управления вариатором привода колес. После сборки машины мы обнаружили, что задней передачи почти что нет – колеса вращаются слишком медленно, и это неудобно.
Как оказалось, в положении заднего хода ведущий ролик оказывался практически в центре ведомого диска, и просто терся на одном месте, а не обкатывался по диаметру. При этом передачи переднего хода работали, и на верхних передачах скорость могла бы быть и пониже – не обязательно двигаться слишком уж быстро, если надо проехать 50-100 метров от гаража к расчищаемой площадке.
Регулировка заключается в изменении положения кулисы относительно штока-привода, и осуществляется простым перемещением гайки по резьбовой части штока. Делать это, по-хорошему, нужно, поставив снегоуборщик почти вертикально на ковш, и сняв снизу щиток, закрывающий механизм вариатора. Однако «по-хорошему» вряд ли получится, не будете же вы сливать масло из картера и потом заливать его обратно. Так что понадобится помощник, который придержит машину в наклонённом вперёд положении.
Щиток снимается простым отщелкиванием отверткой двух разжимных пистонов, после чего открывается вид на механизм и даже самому закоренелому гуманитарию становится понятно, что происходит при движении кулисы, и в какую сторону нужно вращать гайку.
Результаты испытаний
Первое, что стоит отметить – реально эффективную работу двухступенчатой системы. Она позволяет не перекручивать обороты шнека и при этом формирует стабильно мощную струю. За счет этого Champion ST553 вгрызается зубами на шнеке в снежные валуны, оставшиеся после отвала бульдозера, и легко их разгрызает, не меняя тональность работы двигателя, что говорит о хорошем запасе крутящего момента. Подобный режим работы вместе с оборотами двигателя понижает, соответственно, и шум — ST553, как и любую бензиновую «садовку», нельзя назвать тихим, но шумит в целом он весьма умеренно. Наушники для работы не нужны, и конфликты с соседями маловероятны.
Высота ковша в 51 см не должна создавать лишних иллюзий – реально рабочая высота снежного покрова, имеющего фактуру слегка плотнее «пухляка», по которому способен без пробуксовки работать снегоуборщик, по-хорошему, не должна превышать высоту шнека. Высокий снег тормозит машину – в нижней части ковша шнек выбирает снег, а то, что выше, уплотняется: заполненный ковш упирается и колеса начинают проскальзывать.
Тем не менее, мы все же сумели совершить трудовой подвиг, проделав десятиметровую тропу в снегу высотой сантиметров восемьдесят – то есть значительно выше максимальной высоты ковша Champion ST 553. Но это потребовало весьма изрядной нагрузки на спину работающего – снегоуборщик приходилось ритмично раскачивать за рукоятки вверх/вниз и вправо/влево, чтобы снег сверху сваливался на опустевшее место внизу и подхватывался шнеком. Такая работа однозначно не для него… но добавьте сюда обычную снеговую лопату, лучше металлическую, и картина будет совершенно другой.
Грамотная тактика применения снегоуборщика в подобной ситуации выглядит так. Начинаете расчищать полосу хотя бы на 20-30 см шире, чем ковш – чтобы сбоку у вас оставался проход. Когда машина упёрлась и буксует, сдаёте назад, лопатой обрушиваете сугробы перед ней – усилий на это требуется минимум… при необходимости отрываете от земли нижний укатанный слой, и снова подаёте снегоуборщик. Его задача – не обваливать сугробы, а выбрасывать в сторону то, что вы обвалили лопатой. И с этим он справляется прекрасно. И оператор не тратит слишком много сил, потому что обвалить сугробы лопатой в десятки раз легче, чем потом поднять всё, что отвалил, и откинуть в сторону. Так и штурмуете сугроб – сначала «артподготовка» лопатой, и потом зачистка снегоуборщиком. Да, он при таком подходе заменяет лопату не полностью, а лишь частично, но и это «частично» составляет процентов 90 от всего объёма работы, если не больше.
Ещё раз отметим, что претензии к снегоуборщикам малого и среднего класса возникают во многом из-за несколько завышенных ожиданий. Особенно часто склонны к критике те, кто покупает технику в середине зимы, и запускает её по приличному слою уплотненного снега, да еще и часто изуродованного колеями. Людям почему-то кажется, что 50-70-килограммовая мини-машина на двух колёсиках способна продрать микс снега и льда до асфальта и выровнять «лунную поверхность», как это делает стальным отвалом четырехтонный «Белорус». На самом деле такие машины максимально эффективны лишь при регулярном применении с самого начала зимы, а там, где снег уже успел слежаться, без лопаты или ледоруба (того, что в виде топорика на длинном черенке) уже не обойтись. Но именно в помощь снегоуборщику, а не вместо него.
Стоимость такой машины по состоянию на начало 2022 года, после многократного повышения цен на все мыслимое, составляет без малого 42 тысячи рублей. Это немалая сумма – снегоуборщик недешев, и для многих даже весьма дорогой. Но обстоятельства таковы, что на сегодняшний день Champion ST553 — реально один из самых доступных вариантов получить самоходный бензиновый снегоотбрасыватель с двуступенчатой шнекороторной схемой. Ну, во всяком случае, от производителя, имеющего развитую сеть продаж и гарантийной поддержки в нашей стране – уж точно.
Колесный самоходный, двигатель Champion G160HK, мощность двигателя 4.1 кВт/ 5.5 л.с., ширина захвата 53 см, высота захвата 51 см, трансмиссия фрикционный диск, емкость топливного бака 3.6 л, вес 56.5 кг.