Механизация труда лесорубов – не новое изобретение: растущие аппетиты промышленности и строительства каноничный бородатый мужик с топором перестал удовлетворять еще в конце XIX века. Тогда же изобрели и основные элементы современной бензопилы, окончательно собрав пильную цепь, направляющую шину и легкий бензиновый мотор в начале века двадцатого.
С тех пор изменилось многое, но конструкция бензопилы сохраняет проверенные временем черты: двухтактный мотор, центробежное сцепление, цепь с острыми зубьями, вращающаяся по периметру направляющей. Но даже с учетом возраста этого механизма, в котором, казалось бы, уже все доведено до совершенства, выбор надежной и удобной бензопилы может вызвать затруднения. Что ж, попробуем разобраться в том, что нам предлагает рынок сегодня. Представляем рейтинг лучших бензопил 2024 года, а также расскажем, как выбрать бензопилу и какая модель лучше подойдет для дома или дачи.
Как выбрать бензопилу?
В первую очередь при выборе бензопилы, естественно, учитывается будущий «фронт работ». Любительские бензопилы, обычно малого рабочего объема и с короткой шиной, рассчитаны только на эпизодическое использование в легких работах дома или на даче. Частое использование быстро исчерпает ресурс, а попытка установить шину подлиннее приведет к ощутимой перегрузке двигателя. Зато такие пилы и легче (производитель может сэкономить на прочности узлов), и дешевле – то есть для своей задачи как раз подходят. Если же пилу предполагается использовать часто, то стоит уже задуматься об инструменте полупрофессионального сегмента – они, как правило, по мощности и максимальной длине шины мало отличаются от популярных любительских моделей, но зато сделаны надежнее: дешевые чугунные гильзы уже сменяются высокоресурсными никасилевыми цилиндрами, крепче коленвалы, надежнее подшипники – такая пила при постоянном использовании уже не развалится спустя год.
Профессиональные же бензиновые пилы в первую очередь создаются для тяжелых работ – здесь не редкость шины длиной почти в метр, предназначенные для валки леса. Под стать им и двигатели – мощные и с очень высоким моторесурсом, измеряемым четырехзначными цифрами, но зато и тяжелые. Впрочем, есть в этом сегменте и более компактные модели с шинами в районе 40 сантиметров – но по ресурсу они все равно превосходят и «полупрофи», не говоря уже о чисто «домашних» моделях.
Общая проблема бензопил любого класса – это вибрации: одноцилиндровый двухтактник, к тому же высокооборотный, не вибрировать не может по определению. Причем острее всего эта проблема стоит как раз для любительского сегмента, где и сама масса пилы меньше (а, чем тяжелее пила, тем при прочих равных слабее воспринимаются вибрации), и двигатель конструктивно упрощен для удешевления – особенно, если речь идет о «совсем китайских» пилах. А вибрация на рукоятях – вещь нешуточная: вибрационная болезнь не из приятных вещей. Причем традиционно применяемый подвес двигателя на резиновых втулках имеет неприятную особенность: на холоде резина «дубеет», и уровень передающихся на руки вибраций возрастает. Сильно вибрирующую пилу выбирать не для разовых работ, а для постоянного использования, будет серьезной ошибкой.
Еще одна вещь, полезная при эпизодическом использовании бензопилы – наличие ручной подкачки топлива в карбюратор (праймера), которого на понравившейся пиле может и не быть. А ведь как раз при редком использовании он позволит легче всего запустить пилу после простоя, быстро заполнив карбюратор топливом. Профессиональным пилам он не так нужен – при ежедневном использовании карбюратор пересохнуть не успеет, да и самотек там за счет большего объема бензобака эффективнее.
Бензопила Efco MTH 400
Начинает обзор лучших бензопил Efco MTH 400. В отличие от бюджетных «китайцев», которые зачастую делаются под несколько брендов на одном заводе, эта пила изготовлена на дочернем предприятии итальянской фирмы Emak Group S.p.A., образованной в 1992 году после слияния Oleo-Mac и Efco – Jiangmen Emak Outdoor Power Equipment. Соответственно, владелец осуществляет полный контроль над производством, а не просто получает товар со своими наклейками.
Штатно бензопила (по сути – удешевленный вариант Oleo-Mac GSH 40, причем разница в цене существеннее разницы в качестве!) укомплектована 41-сантиметровой шиной Oregon, цепью этой же марки и мотором с рабочим объемом 38,9 куб.см., причем установленным на надежных пружинных демпферах. «Голый» моторный блок (то есть без шины и цепи) весит всего 4,5 кг, при этом мощность хотя и не рекордна, но достаточна для работы – 2,3 л.с. Маслонасос собран в металлическом корпусе и весьма надежен – по этому пункту пила получает 5 баллов из 5. Воздушный фильтр – нейлоновый, не требующий замены: его достаточно промыть (хотя, справедливости ради, его рабочая площадь маловата: чистка при активном использовании будет частой).
Цепь используется с шагом 0,375 дюйма, ширина – 1,3 мм. Даже штатной цепью пила работает прекрасно, а с учетом распространенности такого типоразмера проблем не будет и с заменой. Если же сравнить с моделями раскрученных марок из того же ценового диапазона, то, пожалуй, тому же «Штилю» стоит и подвинуться: «китайская итальянка» в целом интереснее и надежнее.
Основные плюсы:
Надежность
Эргономика
Небольшой вес
Хорошая виброзащита Минусы:
Большой для такого рабочего объема расход горючего (увы, настройками карбюратора не «лечится» в полном объеме)
Бензопила Husqvarna 450e II
Второе поколение хорошо известной бензопилы, пускай и попадает теперь к нам в страну «окольными путями», внимания заслуживает определенно. Бензопила Husqvarna 450e сохранила 3,2-сильный мотор X-TORQ, комплектуясь на выбор шинами от 13 до 20 дюймов (33-50 см). Система натяжения цепи – бесключевая, при этом реализованная вполне надежно.
Собственно говоря, только по изменившемуся дизайну «новую» модель от «старой» и можно отличить: шведы старательно сохранили все плюсы уже опробованной в деле конструкции. Уровень шума в 104 дБ, правда тоже сохранен «как было». В целом же модель определенно заслуживает своего места в рейтинге лучших бензопил: пускай обновление скорее можно назвать фейслифтингом, но работать она будет долго и на совесть. Особо скажем спасибо за двухступенчатую очистку воздуха: на рабочих оборотах часть пыли отсеивает сама крыльчатка охлаждения, работающая как центробежный фильтр.
Основные плюсы:
Надежность
Эргономика
Выбор длины шины в приличном диапазоне Минусы:
Цена для полупрофессиональной модели сейчас все же высоковата
Бензопила CHAMPION 241-16
2,45-сильный «Чемпион», конечно, имеет насквозь китайское происхождение – по цене это и неудивительно. Со своей 40-сантиметровой шиной бензопила достаточно функциональна, но, отметим, увесиста: 4,7 кг сухого веса без шины и цепи. Шум при работе на максимальных оборотах уже великоват (110 дБ), так что наушники или беруши стоит запасти.
Подача масла на шину осуществляется насосом, который регулируется хоть и не особо удобно, но не «для вида». Протекания масла у этой модели возможны – как и у других бюджетных бензопил, так что стоит выработать привычку отрабатывать за раз заправку маслобака, чтобы при хранении течь было уже нечему. Доступ к регулировке карбюратора удобный – три отверстия в кожухе расположены рядом с рукоятью ручного стартера.
Интересная и полезная в нашем климате особенность пилы – наличие подогрева воздушного фильтра. Причем отключаемого, что не стоит забывать делать в тепле – инструкция прямо указывает, что работа летом с положением подогрева «зима» может привести к перегреву двигателя.
Основные плюсы:
Подогрев для работы зимой
Умеренные вибрации
Неплохой двигатель Минусы:
Традиционно слабая штатная цепь
Неудобный натяжитель цепи
Подтекания масла
Бензопила Husqvarna 365 18"
Одной из лучших профессиональных бензопил мы считаем Husqvarna 365-18. Штатно эта модель бензопилы оснащена 45-сантиметровой шиной (на что намекает и цифра 18 в маркировке – это 18 дюймов, или 457 мм для точности), но производитель допускает установку шин вплоть до 70 см длиной: 4,6-сильный это при необходимости потянет, а уж «родная» шина для него и вовсе не составит проблем по нагрузке во время работы.
Производитель постарался снизить массу пилы, применив картер из магниевого сплава. Но, конечно, пила все равно увесиста (6 кг) – зато эта масса пошла «в дело», запас прочности пилы делает ее реально пригодной для профессионального применения. Центробежная очистка воздуха на первой ступени снижает скорость, с которой забивается воздушный фильтр – а, поскольку для этого используется крыльчатка охлаждения двигателя, то и подогрев воздуха на случай холодной погоды обеспечивается «автоматом». Для облегчения запуска есть легкодоступный декомпрессор. И не один год эксплуатации пилы в российских условиях множеством владельцев доказывает – заведется и будет работать она и зимой, и летом.
Уровень шума, увы, традиционно для «Хускварн» великоват – 114 дБ. Без наушников работать не стоит.
Основные плюсы:
Надежность
Мощный двигатель
Хорошая виброразвязка Минусы:
Не совсем удачная конструкция штатной шины (точнее, ее звездочки)
Бензопила ECHO CS-4200ES-15
Американская компания (впрочем, сборка – японская) предлагает достаточно компактную (шина – 38 см) бензопилу с хорошей надежностью – зеркало цилиндра хромировано, ресурс у поршневых колец на качественном масле немал, коленвал - кованый. 40-кубовый моторчик выдает 2,5 л.с. – при такой длине шины этого, в принципе, достаточно. Мотор не особо громко «рычит» на высоких оборотах, антивибрационный подвес у него хороший – так что для длительной работы пила подходит хорошо. Причем для работы регулярной: ручной подкачки топлива здесь нет, что при длительном простое может доставлять проблемы с запуском. Впрочем, в основном теоретические: на практике пила показала себя хорошо.
Для настройки подачи масла служит винт, доступ к которому вполне традиционный – снизу. В среднем на заводской тарировке масло подается в объеме около 7 мл/мин, максимально допустимый расход – около 13 мл/мин (конечно, можно выкрутить винт и сильнее, но учтите – инструкция это запрещает делать). Полной гарантии отсутствия протечек нет, но сделан насос заметно качественнее, чем на бюджетных моделях.
Основные плюсы:
Качество сборки
Надежность
Приемлемый уровень шума и вибрации (сравнительно с другими пилами, конечно: 109 дБ – это немало) Минусы:
Короткая шина подойдет не для всех работ, а для более длинной мотор все-таки слабоват
Что еще стоит учесть при выборе лучшей бензопилы?
Мощность стоит сопоставлять и с объемом мотора: чем выше степень форсировки, тем больше обычно страдает и ресурс. Вряд ли стоит гнаться за ней, покупая любительскую модель с короткой шиной.
Длина шины – достаточно четкое разграничение классов: напилить дрова на даче можно и короткой, зато короткая пила и легче, и удобнее в транспортировке, но вот на серьезную валку леса поневоле придется искать профессиональную модель с длинной шиной.
Эффективность защитных устройств важна даже в любительской модели: от случайного закусывания цепи и сильного рывка не застрахован никто, обязательно проверяйте, как работает тормоз, выбирая пилу в магазине.
Тип регулировки цепи тоже стоит сделать одним из приоритетов: обязательно оцените и удобство регулятора, и его прочность. За большим запасом хода гнаться не стоит: у сильно вытянутой цепи значительно больше шансов лопнуть, что крайне опасно.
Расход топлива косвенно влияет и на удобство использования: коптящую и отравляющую воздух пилу даже на ветру захочется выкинуть.
Тип механизма смазки – удобнее, конечно, автоматический, но стоит сразу поинтересоваться репутацией конкретной модели – нет ли с ней проблем?
Мощность двигателя 1.8 кВт/ 2.45 л.с., рабочий объем цилиндра 40 см3, длина шина 40 см/16", шаг цепи 3/8, емкость топливного бака 0.31 л, система облегченного запуска, праймер, вес (без шины и цепи) 4.7 кг.
Мощность двигателя 1.7 кВт/ 2.3 л.с., рабочий объем цилиндра 38.9 см3, длина шина 40 см/16", шаг цепи 3/8, емкость топливного бака 0.32 л, система облегченного запуска, праймер, вес (без шины и цепи) 4.5 кг.
Мощность двигателя 1.9 кВт/ 2.6 л.с., рабочий объем цилиндра 39.6 см3, длина шина 38 см/15", шаг цепи 0.325, емкость топливного бака 0.41 л, система облегченного запуска, вес (без шины и цепи) 4.4 кг.
Мощность двигателя 2.4 кВт/ 3.2 л.с., рабочий объем цилиндра 50.2 см3, длина шина 38 см/15", шаг цепи 0.325, емкость топливного бака 0.45 л, система облегченного запуска, декомпрессионный клапан, праймер, вес (без шины и цепи) 5.1 кг.
Мощность двигателя 3.4 кВт/ 4.6 л.с., рабочий объем цилиндра 65.1 см3, длина шина 45 см/18", шаг цепи 3/8, емкость топливного бака 0.77 л, декомпрессионный клапан, вес (без шины и цепи) 6.0 кг.